О
МООС
Заканчивается лето. Заканчивается
отпуск. Захотелось разобрать материал, который скопился за это время. И, начну с
курса, на котором я помогала сопровождать обучение в качестве
преподавателя. Актуальность этого курса бесспорна. Массовые
открытые онлайн курсы (МООС) - образовательный тренд, входящий в 30
перспективных направлений развития образования до 2028 года. 2014 год был
объявлен годом МООС.
Автор этого курса Михеева Ольга Павловна, курс носит название «Массовые открытые онлайн курсы: теория и практика (экспресс-курс)».
Он проведен в весенние каникулы для учителей и преподавателей в рамках практико-ориентированной
конференции «Развитие информационной образовательной среды и научно-техническое
творчество в современной школе» /Весенние интернет-каникулы 2015.
Из-за ограниченности во времени курс
прошел в формате Экспресс -курса - за 2 недели Это почти нанокурс, как сейчас
говорят про 1 недельный курс.
Так сложились обстоятельства, на самом деле курс достаточно большого объема и состоит из 4 блоков:
Так сложились обстоятельства, на самом деле курс достаточно большого объема и состоит из 4 блоков:
·
Введение;
·
Теоретический
блок - Пропедевтика и научные основы МООС;
·
Создание
МООС на платформе Canvas
·
Продвижение
МООС
Проведение
курса в столь сжатые сроки предъявило к слушателям достаточно высокие
требования. Слушателям необходимо было владение цифровой
грамотностью на уровне не ниже среднего (поиск информации в интернете, работа в
текстовом редакторе, машинный перевод), опыт работы с онлайн ресурсами (работа
с документами Google, создание авторских образовательных ресурсов или поиск и
использование ресурсов сторонних авторов), владение нетикетом.
Порадовало,
то, что довольно велик интерес у наших педагогов к обучению на таких курсах
Целью
курса было подготовить основу дистанционного курса на платформе Canvas, предварительно
изучив теоретический материал
Организационный
блок
представлен: объявлениями в виртуальном пространстве, где курс был анонсирован,
предлагалось зарегистрироваться , и количество желающих значительно превысило
предлагаемые цифры.
Программа
курса разбита на модули и отражает последовательность обучения и даты сдачи, количество
баллов, которые можно получить за каждое выполненное задание. Во введении предложены
инструкции: как настроить курс, как общаться с модераторами курса, как отправлять
задания на проверку и т.д.
Новости курса представлены разными объявлениями, приглашениями
Информационный
блок
Удачно подобранный и отражающий суть теоретический материал, в разных формах:
видеоролики, презентации, монографии и статьи известных в дистанционных кругах
авторов. Достаточное количество дополнительных источников.
Тренингово-практический
блок
Практические
задания отличались разнообразием и интерактивностью: это и обычные дискуссии – обсуждения
по вопросам теории, интерактивные задания с использованием гугл-форм, сервиса http://learningapps.org
Было и задание, требующее активных внешних
действий: зарегистрироваться на признанных платформах и проанализировать предлагаемый
материал и способ обучения. Я думаю, это задание сподвигло многих познакомиться
с различными платформами и курсами в виртуальном мире, тем самым, слушатели сумели
посмотреть каким образом происходит обучение в других МООС. Таким образом, курс
еще решает и просветительскую задачу.
Важным
заданием было создать педагогический сценарий МООС - скелет самого курса
Современный
тренд по геймификации (игрофикации) тоже был отражен в курсе - интерактивное
упражнение - дидактическая игра «Путешествие с E-learning», когда надо было правильно расположить
ответы при посадке в самолет. В курсе предлагались различные методы,
позволяющие сделать обучение не монотонным и повысить мотивацию слушателей. Курс
практико-ориентированный и, слушатели, изучив теорию, сразу могли использовать
полученные знания на платформе Canvas.
Ольга Павловна обладает высокой креативностью,
поэтому в курсе были использованы такие идеи как Ярмарка Дистанционных курсов,
на которую выставлялись созданные курсы и, слушателям предлагалось оценить и
записаться на только что спроектированные МООС.
Контролирующий
блок.
Это конечно тесты, и оцениваемые задания практического блока. Задания
оценивались не только преподавателями курса, но использовалось взаимооценивание заданий и
готовых МООС
Коммуникативный блок курса состоял из 10
форумов. Это один из самых важных блоков в дистанционных курсах и он
психологически верно расставил акценты. Форумы совершенно обоснованно были:
1. Как по
организационным вопросам курса, в которых предлагалась помощь слушателям, уточнялись
непонятные, для слушателей, тонкости работы с платформой, например, Сертификаты
за курс, Технические вопросы по работе с платформой Canvas.
2. Это были и форумы, обеспечивающие
доброжелательный климат обучения: Знакомство, Итоги первого дня обучения, Моя
стратегия обучения.
3.
Обучающие форумы-дискуссии: Электронное и
дистанционное обучение: разница есть?!, Как привлечь учеников на МООС?, Примеры
работ - размещаем, обсуждаем
Итоги
курса. Курс практико-ориентированный, актуальный и прошел на высоком уровне.
Во-первых,
слушатели познакомились с категориально-понятийным аппаратом сетевого обучения и
массовых открытых онлайн курсов (МООС) Одно из заданий касалось теоретического
использования понятия «электронное обучение» Слушатели излагали свою точку
зрения на понимание терминов «электронное обучение» и «дистанционное обучение»
и приводили источники, создав базу статей (краудсорсинговым способом)
Во–вторых, слушатели познакомились с элементами педагогического дизайна электронного
курса и разработали педагогический сценарий онлайн курса.
В-третьих, познакомились с бесплатной платформой для организации массовых
открытых онлайн курсов (МООС) Canvas и её возможностями.
В-четвертых, слушатели создали основу своих курсов.
Курс проходил во время проведения международной акции "Выходи в Интернет 2015" и слушатели поддержали акцию онлайн флешмобом "Стена Интернета". За участие в акции слушатели курса получили сертификаты от организаторов. Кроме того, слушатели имели уникальную возможность познакомиться с бесплатным онлайн-курсом "Мобильная грамотность" (это было одно из заданий) и тоже получили сертификат
Курс проходил во время проведения международной акции "Выходи в Интернет 2015" и слушатели поддержали акцию онлайн флешмобом "Стена Интернета". За участие в акции слушатели курса получили сертификаты от организаторов. Кроме того, слушатели имели уникальную возможность познакомиться с бесплатным онлайн-курсом "Мобильная грамотность" (это было одно из заданий) и тоже получили сертификат
И
еще об одном, записалось на курс 200 человек, а закончило 81, это очень высокий
показатель для массовых курсов, такого направления.
Что касается меня, я получила бесценный опыт
общения в курсе, за что благодарна автору курса и его слушателям. Думаю, что буду
использовать платформу Canvas.
Комментариев нет:
Отправить комментарий