среда, 26 августа 2015 г.


О МООС

Заканчивается лето. Заканчивается отпуск. Захотелось разобрать материал, который скопился за это время. И, начну с курса, на котором я помогала  сопровождать обучение в качестве преподавателя. Актуальность этого курса бесспорна. Массовые открытые онлайн курсы (МООС) - образовательный тренд, входящий в 30 перспективных направлений развития образования до 2028 года. 2014 год был объявлен годом МООС.
Автор этого курса Михеева Ольга Павловна, курс носит название «Массовые открытые онлайн курсы: теория и практика (экспресс-курс)». Он проведен в весенние каникулы для учителей и преподавателей в рамках практико-ориентированной конференции «Развитие информационной образовательной среды и научно-техническое творчество в современной школе» /Весенние интернет-каникулы 2015.
Из-за ограниченности во времени курс прошел в формате Экспресс -курса - за 2 недели Это почти нанокурс, как сейчас говорят про 1 недельный курс.
Так сложились обстоятельства, на самом деле курс достаточно большого объема и состоит из 4 блоков:
·       Введение;
·       Теоретический блок - Пропедевтика и научные основы МООС;
·       Создание МООС на платформе Canvas
·       Продвижение МООС
Проведение курса в столь сжатые сроки предъявило к слушателям достаточно высокие требования. Слушателям необходимо было владение цифровой грамотностью на уровне не ниже среднего (поиск информации в интернете, работа в текстовом редакторе, машинный перевод), опыт работы с онлайн ресурсами (работа с документами Google, создание авторских образовательных ресурсов или поиск и использование ресурсов сторонних авторов), владение нетикетом.
Порадовало, то, что довольно велик интерес у наших педагогов к обучению на таких курсах
Целью курса было подготовить основу дистанционного курса на платформе Canvas, предварительно изучив теоретический материал
Организационный блок представлен: объявлениями в виртуальном пространстве, где курс был анонсирован, предлагалось зарегистрироваться , и количество желающих значительно превысило предлагаемые цифры.
Программа курса разбита на модули и отражает последовательность обучения и даты сдачи, количество баллов, которые можно получить за каждое выполненное задание. Во введении предложены инструкции: как настроить курс, как общаться с модераторами курса, как отправлять задания на проверку и т.д.
Новости курса представлены разными объявлениями, приглашениями
Информационный блок Удачно подобранный и отражающий суть теоретический материал, в разных формах: видеоролики, презентации, монографии и статьи известных в дистанционных кругах авторов. Достаточное количество дополнительных источников.
Тренингово-практический блок
Практические задания отличались разнообразием и интерактивностью: это и обычные дискуссии – обсуждения по вопросам теории, интерактивные задания с использованием гугл-форм, сервиса http://learningapps.org
 Было и задание, требующее активных внешних действий: зарегистрироваться на признанных платформах и проанализировать предлагаемый материал и способ обучения. Я думаю, это задание сподвигло многих познакомиться с различными платформами и курсами в виртуальном мире, тем самым, слушатели сумели посмотреть каким образом происходит обучение в других МООС. Таким образом, курс еще решает и просветительскую задачу.
Важным заданием было создать педагогический сценарий МООС - скелет самого курса
Современный тренд по геймификации (игрофикации) тоже был отражен в курсе - интерактивное упражнение - дидактическая игра «Путешествие с E-learning», когда надо было правильно расположить ответы при посадке в самолет. В курсе предлагались различные методы, позволяющие сделать обучение не монотонным и повысить мотивацию слушателей. Курс практико-ориентированный и, слушатели, изучив теорию, сразу могли использовать полученные знания на платформе Canvas.
 Ольга Павловна обладает высокой креативностью, поэтому в курсе были использованы такие идеи как Ярмарка Дистанционных курсов, на которую выставлялись созданные курсы и, слушателям предлагалось оценить и записаться на только что спроектированные МООС.
Контролирующий блок. Это конечно тесты, и оцениваемые задания практического блока. Задания оценивались не только преподавателями курса, но  использовалось взаимооценивание заданий и готовых МООС
Коммуникативный блок курса состоял из 10 форумов. Это один из самых важных блоков в дистанционных курсах и он психологически верно расставил акценты. Форумы совершенно обоснованно были:
1.    Как по организационным вопросам курса, в которых предлагалась помощь слушателям, уточнялись непонятные, для слушателей, тонкости работы с платформой, например, Сертификаты за курс, Технические вопросы по работе с платформой Canvas.
2.     Это были и форумы, обеспечивающие доброжелательный климат обучения: Знакомство, Итоги первого дня обучения, Моя стратегия обучения.
3.     Обучающие форумы-дискуссии: Электронное и дистанционное обучение: разница есть?!, Как привлечь учеников на МООС?, Примеры работ - размещаем, обсуждаем
Итоги курса. Курс практико-ориентированный, актуальный и прошел на высоком уровне.
Во-первых, слушатели познакомились с категориально-понятийным аппаратом сетевого обучения и массовых открытых онлайн курсов (МООС) Одно из заданий касалось теоретического использования понятия «электронное обучение» Слушатели излагали свою точку зрения на понимание терминов «электронное обучение» и «дистанционное обучение» и приводили источники, создав базу статей (краудсорсинговым способом)
Во–вторых, слушатели познакомились с элементами педагогического дизайна электронного курса и разработали педагогический сценарий онлайн курса.
В-третьих, познакомились с бесплатной платформой для организации массовых открытых онлайн курсов (МООС) Canvas и её возможностями.
В-четвертых, слушатели создали основу своих курсов.
Курс проходил во время проведения международной акции "
Выходи в Интернет 2015" и слушатели поддержали акцию онлайн флешмобом "Стена Интернета". За участие в акции слушатели курса получили сертификаты от организаторов. Кроме того, слушатели имели уникальную возможность познакомиться с бесплатным онлайн-курсом "Мобильная грамотность" (это было одно из заданий) и тоже получили сертификат
И еще об одном, записалось на курс 200 человек, а закончило 81, это очень высокий показатель для массовых курсов, такого направления.

 Что касается меня, я получила бесценный опыт общения в курсе, за что благодарна автору курса и его слушателям. Думаю, что буду использовать платформу Canvas.

Комментариев нет:

Отправить комментарий