О доверии
Сегодня лето наконец-то про нас вспомнило и, отметилось температурой чуть более 20 градусов, но люди, стремившиеся на работу, упорно шли в куртках и с зонтиками. Я, шествуя среди них, несла зонтик и размышляла, что мы перестали доверять всяческой информации.
Так что же такое доверие?
Для
рефлексии по четвертой теме: тоже ониесть и пр
·
Доверие — одно и важнейших
условий для обмена знаниями и сотрудничества в виртуальной среде. Сетевые
сообщества лишены четких границ в силу их открытости, в результате чего мы
предоставляем результаты своего труда совершенно незнакомым людям. Невозможно
запретить заочное использование нашего труда в корыстных целях. еждеОднако мы
можем (и, очевидно, должны) ограничить непосредственное сотрудничество с теми,
кто не заслуживает нашего доверия. Вопрос в том, как определить, кто
заслуживает доверия в виртуальной среде?
Интернет открыл границы
для общения людей. Я могу сегодня общаться с людьми, живущими не только на
территории России, но с людьми, живущими в любом уголке мира, есть правда
языковые и временные барьеры.
Как же распознать среди
множества людей, который из них является тем, за кого себя выдает, искренен в
общении.
Из жизненного опыта
1. В обычной жизни мы
видим лицо, глаза, какие-то другие
невербальные сигналы общения. В виртуальном общении
сложнее определить степень доверия.
И акцент переносится на речь
Речь письменная,
создает образ, но кто стоит за словами – не всегда адекватно тому, что
написано, впрочем как и в реальном общении
Устная
речь
добавляет уверенности общения в скайпе и т.п., где можно услышать голос,
увидеть лицо. Интонация очень часто определяет
многое..
2. Совпадение профессиональных
интересов
Когда-то , лет 7 назад, я –«цифровой эмигрант» в условиях неопределенности
задачи под названием «Внедрение дистанционного обучения», начала с того, что
попробовала загуглить. Из того, что
выпало, я остановилась на работах Кухаренко В.Н. Чем они меня привлекли:
доступностью изложения, опорой на педагогические теории (хотя это был
политехнический Вуз). Я разделяла его взгляды и со многим была согласна
3. Открытость
Когда человек пишет о себе достаточно открыто в том самом профайле, образ
детализируется. Открытость повышает общий уровень доверия внутри
самой сети, задавая планку общения
4. Конечно, оказывает влияние на доверие жизненный опыт и «небоязнь» делать ошибки
А что же наука? Нашла
интересные исследования по теме доверия. Объем очень большой. Поэтому приведу некоторые из них.
Наличие некоторых
устойчивых характеристик доверия в различные исторические периоды и в различных
сообществах людей позволяет говорить о
культуре доверия Культура доверия — это не только исторически
сформированные установки, нормы и цен
ности социального взаимодействия,
но и активно воспроизводимая в социальных практиках структура отношений, которая может сознательно планироваться и
регулироваться. Различные культуры отличаются значимостью доверия, критериями
его формирования, основными составляющими (основаниями) степенью их выраженности,
правилами и традициями
регулирующими доверительные отношения. Концептуальные основы исследования
феноменов доверия и недоверия Ф. Фукуяма, рассматривая национальные культуры
доверия, разделяет современные государства на три группы в зависимости от того,
какую роль играет доверие в этих обществах .
1.
Первую группу с самым высоким уровнем
социальной кооперации и доверия составляют США, Япония и Германия. Ф. Фукуяма
связывает высочайшее развитие экономики в этих странах с той ролью, которую
играет доверие в их экономической жизни.
2.
Вторую группу с более низким уровнем
доверия составляют Китай, Италия и Франция, где доверие поддерживается
семейными структурами (или сходными с ними).
3.
Третья группа, характеризующаяся
наиболее низким уровнем доверия, объединяет постсоциалистические страны.
Несмотря
на высокую долю условности и обобщенности, эта модель является в настоящее время
одной из наиболее популярных. Хотя ее критики отмечают, что вряд ли возможно
объединять различные в культурном плане страны (Япония и Германия, Китай и
Франция) в одну группу. Ясно, что Китай и Япония будут понимать доверие в
рамках конфуцианской морали (например, уважение и доверие старшим). США и
Франция, Англия и Италия, как государства, прежде всего христианские (хотя и
разные — протестантские и католические) будут едины в общей морали и признании
ценностей человеческой жизни.
Понятие «доверие»
рассматривается многими
социо-гуманитарными науками. Интерес возник в 90-е годы, когда в
российском обществе появилось ярко выраженное понятие «дефицит доверия» как
следствие тех радикальных экономических и политических преобразований, которые имели
место в России в начале 1990‑х годов.» Дефицит доверия» остро
чувствовался во многих слоях общества в большинстве сфер жизнедеятельности
людей. Высокая востребованность знаний о доверии,
позволяющих не только его описывать, но и объяснять, прогнозировать и, по
возможности, воздействовать на него, управлять им. Проблема дала толчок
развитию этической психологии и, сегодня есть и отечественные исследования по
этой теме
Все исследователи
сходятся во мнении, что в современном обществе все более интенсивным и частым
становится тип взаимодействия, когда отсутствует духовная близость или единство
целей и ценностей. Нередко взаимодействие носит деперсонифицированный характер.
Часто партнеры лишены возможности достаточно хорошо узнать друг друга и
заключить надежный договор. Таким образом, взаимодействие протекает в условиях неопределенности и в отсутствии
каких-либо гарантий получения эквивалентного блага. И тем не менее, люди
продолжают доверять друг другу и сотрудничать. Какой же тип доверия может
заменить в этом случае рациональное доверие? Этот вопрос возвращает нас к
объяснениям кооперации и сотрудничества людей существованием некоторых базовых социальных потребностей
(социальных инстинктов, «органической солидарности» по Э. Дюркгейму,
«спонтанной социабельности» по Ф. Фукуяме). Действительно, существует некоторая
базовая социальная потребность, а именно потребность
человека в жизни в сообществе, на которой строятся все остальные социальные
потребности: в совместности, общности, принадлежности, уважении и т.д. Э.
Дюркгейм видел основу органической солидарности
людей в единых для всех
людей нравственных ценностях, т.е. таких, которые соответствуют «общей
концепции человека»: «поскольку в каждом из нас есть доля человечности, совесть
каждого индивида содержит нечто божественное и, значит, знает, что должна быть
чистой и нерушимой перед другими». Однако в ситуации высокой неопределенности,
которая может сопровождаться противоречиями или даже конфликтами мировоззрений,
целей и интересов, «органическая солидарность» не может
выступать достаточным
гарантом безопасности взаимодействия и снизить риски. Поэтому еще одной
особенностью современного состояния доверия в обществе является тенденция одновременного присутствия в отношениях
доверия и недоверия между партнерами — баланса оптимальных уровней доверия
и недоверия.
Анализируя динамику
межличностного доверия, П. Штомпка выделяет первичный и вторичный уровни этого доверия
.1. Изначально доверие
к человеку формируется на основе первичного
импульса доверия.
Что же определяет этот
импульс?Определяющее значение на этом этапе принадлежит характеристикам внешности и поведения, в том числе
статусным и социально-ролевым. Первичный импульс доверия зависит также от
социальных представлений, установок, стереотипов и предубеждений в отношении
различных социальных групп
В дальнейшем
«подключаются» такие факторы, как репутация,
отзывы других и рекомендации.
2..
Вторичный уровень в структуре доверия зависит от
контекстуальных и ситуативных факторов, которые способствуют или препятствуют
доверию. Важными факторами
являются также полнота и доступность информации об
участниках
взаимодействия,
например, ясный и четкий статус другого человека,
прозрачность
структуры и деятельности организации.
3.П. Штомпка отмечает,
что следующий (третичный) уровень в структуре
доверия уже
будет строиться не на
впечатлениях или импульсах, а на рациональной
оценке действий индивида, оправдывающего или не оправдывающего доверие.
Функции
доверия
Вслед за другими
авторами И.В. Антоненко выделяет следующие функции доверия:
·
функция обеспечения эффективной деятельности;
·
интегрирующая функция обеспечивает
социальную интеграцию на различных уровнях обществах;
·
коммуникативная функция обеспечивает
определенный уровень коммуникации индивидов и социальных групп в соответствии с
достигнутым уровнем доверия;
·
интерактивная функция доверия
аналогичным образом обеспечивает взаимодействие;
·
перцептивная функция определяется тем, что
существующий уровень доверия формирует определенную перцептивную установку на
восприятие некоторой ситуации;
·
редуцирующая функция сводит сложную
систему отношений к одному отношению — величине актуального доверия
·
управленческая функция проявляется в
использовании доверия как управленческого ресурса;
·
предсказательная функция заключается в
возможности определенного прогноза в развитии взаимодействия сторон в
зависимости от проявляемого или достигнутого уровня доверия;
·
ориентирующая функция обеспечивает
основу для выработки других отношений;
·
эффективизирующая функция делает отношения
более эффективными;
·
стабилизирующая функция составляет
основу стабильности отношений;
·
психологическая функция снижает уровень
напряженности и стресса в отношениях
·
И, наконец, доверие как проявление
спонтанной социабельности выполняет функцию обеспечения самоорганизации общества.
Исследования по
развитию доверия показали, что восприятие людьми надежности других и их желания вступать в доверительные отношения
большей частью зависят от имеющегося опыта взаимодействия (С. Бун и Дж. Холмс,
М. Дойч, С. Линдсколд, М. Пилисук и П. Сколник, Л. Соломон и др.). Предыстория
взаимодействия дает информацию, позволяющую оценивать установки, намерения и
мотивы других людей. Эта информация создает основу для умозаключения по поводу
надежности партнера и для планирования поведения (Р. Бойль и П. Бонасич, Р.
Левицки и В. Банкер, Д. Шапиро, Б. Шепард и др.).
Для рефлексии по четвертой теме:
·
Кто-то в шутку писал
на Facebook: «открытые инновации в IT — это когда сотрудничали сто
компаний из ста стран, а победила Кремниевая долина». Сетевое сотрудничество,
особенно для молодых профессионалов — это очевидная возможность получить
опыт, взаимодействуя с теми, кто на шаг впереди. При этом существует риск
так и остаться позади — помогая лидерам продвигаться дальше, не иметь
возможности самим достичь их уровня. Анализируя личный опыт участия в
сетевых сообществах (либо гипотетически), попробуйте предположить, существует
ли возможность снизить подобный риск, не отказываясь от сотрудничества?
Я думаю, что сотрудничество в сети позволяет получить бесценный «опыт,
взаимодействуя с теми, кто на шаг впереди»,
А есть ли риск?
1. Мы движемся не линейно в забеге
на одну дистанцию, и как правило, векторы движения направлены в пространстве и
их величины разные. Работая в сетевом
сообществе, один разрабатывает тему доверия, другой касается ее только косвенно
и акцент делает на самой сети ее структуре, третий заботится о самоорганизации
сообщества и т.д.
2. Поставив цель - сделать набросок сценария повышения профессионального
развития, – мы попутно решали свои
задачи. А что же стало с «наброском»? Хотелось бы понять правильно ли я его понимаю?
Как видят его сокурсники и Иван, поэтому предлагаю поддержать предложение В.В.
Анненкова - разработать и согласовать регламент
нашего сообщества Выбрать темы так называемых узлов:
Рассмотреть этот набросок через рассылку и на вебинаре, который можно
предложить организовать в конце сентября, подготовку поручить экспертам курса
при активном участии сокурсников. Нам же нужно удовлетворять именно потребность человека в жизни в сообществе,
Спасибо, Татьяна Николаевна, за размышления о доверии. Актуальный сегодня краудсорсинг не может расширяться без доверия к удалённым партнёрам.. .
ОтветитьУдалитьПравда, доверяй (руководствуясь презумпцией невиновности), "но проверяй" (см. учётные записи, ищи другую информацию о тех, с кем предполагаешь установить связь, тем более - "сотрудничать")