среда, 26 августа 2015 г.




Курс о МООС заставил задуматься еще раз о точности понятий, вот что у меня получилось.
К ВОПРОСУ ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ ПОНЯТИЙ «ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ» И «ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ»
Уральская Государственная Архитектурно-Художественная Академия (ФГБОУ ВПО «УралГАХА»), Институт урбанистики
г. Екатеринбург
В статье представлен краткий анализ понятий «электронное обучение» и «дистанционные образовательные технологии», их взаимосвязь.
В результате динамичного развития информационных технологий, которые существенно изменили жизнь людей в мировом сообществе, происходят изменения и в сфере образования. Наряду с понятиями «дистанционное обучение», «дистанционные образовательные технологии» в последние годы появилось понятие «электронное обучение». В последнее время специалисты обсуждают вопрос: как относиться к электронному обучению - как к технологиям или как к парадигме?
В законе «Об образовании РФ» приводится следующее  определение:
Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников.[1]
Более лаконичное определение дает  ГОСТ 52653-2006  «Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения»
п. 3.2.3  -  «Электронное обучение: обучение с помощью информационно-коммуникационных технологий».[2]

Среди исследователей этого вопроса на постсоветском пространстве и зарубежных исследователей нет единой точки зрения по поводу определения электронного обучения. Одни считают электронное обучение формой дистанционного [7, 9], другие [6, 8]определяют его как парадигму. Чтобы понять, как соотносятся термины необходимо обратиться к истории возникновения дистанционного обучения. Под дистанционным обучением будем понимать организацию образовательного процесса, характеризующегося тем, что обучающиеся в основном отдалены от преподавателя  в пространстве и во времени, и взаимодействие обучающихся  и преподавателей происходит с помощью информационных технологий. Дистанционное обучение имеет довольно богатую историю развития. В истории развития дистанционного обучения можно выделить следующие этапы [9] (Таб.1):
Этапы развития дистанционного обучения
Таблица 1
 Этапы

Годы
Название этапа
Характеристика этапа
І этап
1840-1960
Корреспондентское обучение.
Передача учебных материалов,  в бумажном виде и через  радио и другие носители информации
одностороння связь и обучение граничит с самообучением.

ІІ этап
1970-1980
Открытое и дистанционное обучение
двусторонняя связь: обучение по телефону, интерактивные видео-, радио- и телетрансляции, мультимедиа, компьютерные программы, электронная почта
ІІІ этап
1990
Электронное дистанционное обучение
преимущественно многосторонняя связь между студентом, с одной стороны, и преподавателем, образовательным заведением, учебными материалами, – с другой. Распространение Интернета, высокоскоростных линий связи, современного аппаратного и программного обеспечения, проведение аудио-, видео-, телеконференций, форумов, электронных бесед и др.

Появляется электронное дистанционное обучение на III этапе развития дистанционного обучения, где «электронное» подчеркивает наличие электронного вида учебных материалов и возможность электронного обмена между преподавателем и студентом. Электронное обучение рассматривается как технологическая поддержка дистанционного обучения, обеспечивающая «доставку на дом» мультимедийных обучающих средств.
Таким образом, электронное (дистанционное) обучение появилось  на базе дистанционного обучения в 90-х годах прошлого века.
Обслуживая дистанционное обучение, обеспечивая его потребности, само электронное обучение получило интенсивное развитие. Развитие электронного обучения обусловлено развитием информационных технологий, которые кардинально меняют не только методы и формы образовательного процесса, но и саму систему образования и общество. Электронное правительство, электронные платежи, электронные покупки, электронное общение и электронное обучение  играют важную роль в жизни людей мирового сообщества. В последние десятилетия сформировалась новая отрасль промышленности «Индустрия электронного обучения» с много миллиардными экономическими показателями, имеющими в своем составе индустрию создания образовательного контента, индустрию по производству электронного оборудования для образовательных целей, индустрию провайдинга, хостинга, сети виртуальных структур и коммуникаций обеспечивающих функционирование национальных образовательных систем и национальных систем компетенций и коммуникаций. «Эти индустрии обеспечивают развитие и функционирование систем электронного обучения, мобильного обучения, обучения встраиваемых систем в высокие технологии, в том числе в биотехнологии и в технологи оборонного назначения».[3 ]
В этих условиях электронное обучение следует рассматривать не как технологию, а уже как парадигму, на которой кристаллизируются новые знания. Сегодня постепенно переосмысливается роль информационных технологий в образовании  (Таб. 2).
Этапы развития электронного обучения
Таблица 2
Этапы
Годы
Название этапа
Характеристика этапа
 Потребности этапа
1 этап
1990
Электронное обучение
1.Активное использование презентаций (преимущественно в формате PowerPoint)
2. Программы тестирования (для локальных сетей, позднее – для удаленного тестирования по сети Интернет).
3. Разработка электронных учебников.
1.Развитие педагогического дизайна (целенаправленного проектирования учебных курсов)
2. Введения технологических стандартов для обеспечения возможности использования разработанных электронных образовательных ресурсов в разных средах.


2 этап
1998
Активизация корпоратив-ного обучения 
1.Обучение сотрудников компаний, непосредственно на рабочих местах
2. Электронные образовательные курсы,
3.Портфолио компетенций сотрудников,
4. Электронные средства обучения,
5. Модели управления электронным обучением
Разработка подходов к оценке качества и эффективности электронного обучения.

3 этап
2002- 2010
Электронное обучение как парадигма
1.Появление программных систем, обеспечивающих комплексное решение задач электронного обучения
2. Электронное обучение внедрятся в традиционные университеты в самых различных организационных формах: как поддержка традиционного очного и заочного обучения
Совершенствование систем обеспечивающих комплексное решение задач электронного обучения:
системы управления содержанием (контентом) обучения, тестирования, управления знаниями.
Совершенствование методики проведения  МООС, мобильного обучения, сетевого обучения, смешанного обучения.
Исследования научно-методических, в том числе дидактических основ электронного обучения, формирования и использования информационно-образовательной среды
4 этап
2010
Индустрия электронного обучения
1.Индустрия создания образовательного контента. 2. Индустрия по производству электронного оборудования для образовательных целей.
3. Индустрия провайдинга, хостинга,
4. Сети виртуальных структур и коммуникаций
Обеспечение взаимодействия между различными направлениями индустрии электронного обучения.
«Исследования в области образовательных технологий охватывают проблемы обучения, познания, использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), а также проблемы общественных наук. Всем, кто работает в данной сфере, необходимо обладать знаниями как в области психолого-педагогических наук, так и в области информационно-технологических наук. Общие задачи, стоящие перед научным сообществом, заключаются в том, чтобы развивать инновационные подходы к применению современных ИКТ, что поможет сделать образование непрерывным (в течение всей жизни), личностно-ориентированным, всесторонним, гибким и продуктивным» [4].Электронное обучение предполагает обязательное применение баз данных и  информационно-телекоммуникационных сетей и ставит во главу угла создание и использование в процессе обучения электронной информационно-образовательной среды, через которую будет осуществляться взаимодействие с преподавателем.
Определение дистанционных образовательных технологий (ДОТ) дано в Законе РФ «Об образовании»[1]:
Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работ [1]. Что же включает это понятие. Автор разделяет точку зрения Долинера Л.И. [5]. Рассмотрим составляющие этого понятия:
1.     «Дистанционные» - свидетельствуют об обучении на расстоянии.
2.     Образовательные технологии,  технологии, которые отвечают определенным требованиям результативности, таким как: диагностичность описания цели, воспроизводимость педагогического процесса, воспроизводимость педагогических результатов.
3.     «Реализуемые в основном с применением…», т.е. реализация дистанционных образовательных технологий  может быть не только с использованием электронного обучения, но и с применением других (в том числе и традиционных) средств и методов.
Итак, дистанционные образовательные технологии (ДОТ) – это (рис.1):

Рис.1
Дистанционные образовательные технологии не требуют обязательного формирования информационно-образовательной среды и, взаимодействие  преподавателя с обучающимися может происходить посредством телерадиовещания, пересылки материалов по почте и другими технологиями
Таким образом, электронное обучение, появившись как вариант дистанционного обучения, трансформировалось из категории технологий в категорию новой образовательной парадигмы. Электронное обучение требует создание и использование в процессе обучения электронной информационно-образовательной среды, через которую будет осуществляться взаимодействие с преподавателем. Дистанционные образовательные технологии могут осуществляться без обязательного создания и использования информационно-образовательной среды.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:
1.Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс], режим доступа  http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html
2. ГОСТ 52653-2006   Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения». [Электронный ресурс], режим доступа http://atomprof.spb.ru/de/docs/GOST_52653-2006_Terminy_.pdf
3. Рекомендации парламентских слушаний на тему «Нормативное обеспечение реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий», 19 мая 2014 года г. Москва. [Электронный ресурс], режим доступа http://www.komitet8.km.duma.gov.ru
4. Гребенюк И.И, Голубцов Н.В., Кожин В.А., Чехов К.О., Чехова С.Э, Федоров О.В.  Анализ инновационной деятельности высших учебных заведений России. - «Академия Естествознания», 2012г. [Электронный ресурс], режим доступа http://www.rae.ru/monographs/143-4715
5. Долинер Л.И. Дистанционное обучение как ключевой тренд современного образования – материалы конференции ИКТО-Екатеринбург-2014. [Электронный ресурс], режим доступа http://webconf.irro.ru/index.php/stati/sovremennye-tekhnologii-elektronnogo-obucheniya/item/11-distantsionnoe-obuchenie-kak-klyuchevoj-trend-sovremennogo-obrazovaniya
6. Казанская О.В. Информационные образовательные технологии.free spaceОт дистанционного обучения к электронному.// Ежеквартальный бюллетень НГТУ и Ассоциации «Сибирский открытый университет» Информационные технологии в образовании,  № 1 март 2009.  [Электронный ресурс], режим доступа http://bit.edu.nstu.ru/archive/issue-1-2009/ot_distantsionnogo_obucheniya_k_elektronno_212/
 7. Муромцев  А. Н. Электронное обучение как форма дистанционного образования. -2013, [Электронный ресурс], режим доступа http://sibac.info/10678
8. Соловов А.В. Электронное обучение новая технология или новая парадигма?/ Журнал Высшее образование в России № 11 / 2006. [Электронный ресурс], режим доступа http://cyberleninka.ru/article/n/elektronnoe-obuchenie-novaya-tehnologiya-ili-novaya-paradigma
9. Черная Е.А. Понятия дистанционного и электронного (дистанционного) обучения, опыт применения в Великобритании. Вектор науки ТГУ. № 1(4), 2011 [Электронный ресурс], режим доступа http://edu.tltsu.ru/sites/sites_content/site1238/html/media60299/46_Chernaj.pdf







5 комментариев:

  1. Добрый вечер!Я согласна с тем, что электронное обучение сегодня - это парадигма, это составляющая дистанционных образовательных технологий. А в целом, это неотъемлемая часть любого современного человека.

    ОтветитьУдалить
  2. Шистерова Наталья17 февраля 2016 г. в 10:13

    Спасибо , со статьёй ознакомилась."Развитие электронного обучения обусловлено развитием информационных технологий, которые кардинально меняют не только методы и формы образовательного процесса, но и саму систему образования и общество." Согласна полностью!Было бы желание!

    ОтветитьУдалить
  3. доброе утро! статью прочитала сразу после курсов, спасибо. Хочу оставаться в гуще событий, разобраться в новых тенденциях и использовать эти знания в своей работе.

    ОтветитьУдалить