

Курс о МООС заставил задуматься еще раз о точности понятий, вот что у меня получилось.
К
ВОПРОСУ ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ ПОНЯТИЙ «ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ» И «ДИСТАНЦИОННЫЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ»
Уральская
Государственная Архитектурно-Художественная Академия (ФГБОУ ВПО «УралГАХА»),
Институт урбанистики
г.
Екатеринбург
В статье представлен краткий анализ понятий «электронное
обучение» и «дистанционные образовательные технологии», их взаимосвязь.
В результате
динамичного развития информационных технологий, которые существенно изменили
жизнь людей в мировом сообществе, происходят изменения и в сфере образования.
Наряду с понятиями «дистанционное обучение», «дистанционные образовательные
технологии» в последние годы появилось понятие «электронное обучение». В
последнее время специалисты обсуждают вопрос: как относиться к электронному
обучению - как к технологиям или как к парадигме?
В законе «Об
образовании РФ» приводится следующее
определение:
Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников.[1]
Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников.[1]
Более лаконичное
определение дает ГОСТ 52653-2006 «Информационно-коммуникационные технологии в
образовании. Термины и определения»
п. 3.2.3 - «Электронное обучение: обучение с помощью информационно-коммуникационных технологий».[2]
п. 3.2.3 - «Электронное обучение: обучение с помощью информационно-коммуникационных технологий».[2]
Среди исследователей этого
вопроса на постсоветском пространстве и зарубежных исследователей нет единой
точки зрения по поводу определения электронного обучения. Одни считают
электронное обучение формой дистанционного [7, 9], другие [6, 8]определяют его
как парадигму. Чтобы понять, как соотносятся термины необходимо обратиться к
истории возникновения дистанционного обучения. Под дистанционным обучением будем понимать организацию образовательного
процесса, характеризующегося тем, что обучающиеся в основном отдалены от
преподавателя в пространстве и во
времени, и взаимодействие обучающихся и
преподавателей происходит с помощью информационных технологий. Дистанционное
обучение имеет довольно богатую историю развития. В истории развития дистанционного
обучения можно выделить следующие этапы [9] (Таб.1):
Этапы развития дистанционного
обучения
Таблица 1
Этапы
|
Годы
|
Название этапа
|
Характеристика этапа
|
І
этап
|
1840-1960
|
Корреспондентское
обучение.
Передача
учебных материалов, в бумажном виде и
через радио и другие носители информации
|
одностороння
связь и обучение граничит с самообучением.
|
ІІ
этап
|
1970-1980
|
Открытое
и дистанционное обучение
|
двусторонняя
связь: обучение по телефону, интерактивные видео-, радио- и телетрансляции,
мультимедиа, компьютерные программы, электронная почта
|
ІІІ
этап
|
1990
|
Электронное
дистанционное обучение
|
преимущественно
многосторонняя связь между студентом, с одной стороны, и преподавателем,
образовательным заведением, учебными материалами, – с другой. Распространение
Интернета, высокоскоростных линий связи, современного аппаратного и
программного обеспечения, проведение аудио-, видео-, телеконференций,
форумов, электронных бесед и др.
|
Появляется электронное
дистанционное обучение на III этапе развития дистанционного обучения, где
«электронное» подчеркивает наличие электронного вида учебных материалов и
возможность электронного обмена между преподавателем и студентом. Электронное
обучение рассматривается как технологическая поддержка дистанционного обучения,
обеспечивающая «доставку на дом» мультимедийных обучающих средств.
Таким образом,
электронное (дистанционное) обучение появилось на базе дистанционного обучения в 90-х
годах прошлого века.
Обслуживая
дистанционное обучение, обеспечивая его потребности, само электронное обучение
получило интенсивное развитие. Развитие электронного обучения обусловлено
развитием информационных технологий, которые кардинально меняют не только
методы и формы образовательного процесса, но и саму систему образования и
общество. Электронное правительство, электронные платежи, электронные покупки,
электронное общение и электронное обучение играют важную роль в жизни людей мирового сообщества.
В последние десятилетия сформировалась новая отрасль промышленности «Индустрия
электронного обучения» с много миллиардными экономическими показателями,
имеющими в своем составе индустрию создания образовательного контента,
индустрию по производству электронного оборудования для образовательных целей,
индустрию провайдинга, хостинга, сети виртуальных структур и коммуникаций
обеспечивающих функционирование национальных образовательных систем и
национальных систем компетенций и коммуникаций. «Эти индустрии обеспечивают
развитие и функционирование систем электронного обучения, мобильного обучения,
обучения встраиваемых систем в высокие технологии, в том числе в биотехнологии
и в технологи оборонного назначения».[3 ]
В этих условиях электронное обучение следует
рассматривать не как технологию, а уже как парадигму, на которой
кристаллизируются новые знания. Сегодня постепенно переосмысливается роль информационных
технологий в образовании (Таб. 2).
Этапы развития электронного
обучения
Таблица
2
Этапы
|
Годы
|
Название этапа
|
Характеристика этапа
|
Потребности этапа
|
1 этап
|
1990
|
Электронное
обучение
|
1.Активное
использование презентаций (преимущественно в формате PowerPoint)
2. Программы тестирования (для локальных сетей, позднее – для удаленного тестирования по сети Интернет).
3.
Разработка электронных учебников.
|
1.Развитие педагогического
дизайна (целенаправленного проектирования учебных курсов)
2.
Введения технологических стандартов для обеспечения возможности
использования разработанных электронных образовательных ресурсов в разных
средах.
|
2 этап
|
1998
|
Активизация
корпоратив-ного обучения
|
1.Обучение
сотрудников компаний, непосредственно на рабочих местах
2.
Электронные образовательные курсы,
3.Портфолио
компетенций сотрудников,
4.
Электронные средства обучения,
5.
Модели управления электронным обучением
|
Разработка
подходов к оценке качества и эффективности электронного обучения.
|
3 этап
|
2002-
2010
|
Электронное
обучение как парадигма
|
1.Появление
программных систем, обеспечивающих комплексное решение задач электронного
обучения
2.
Электронное обучение внедрятся в традиционные университеты в самых
различных организационных формах: как поддержка традиционного очного и
заочного обучения
|
Совершенствование
систем обеспечивающих комплексное решение задач электронного обучения:
системы
управления содержанием (контентом) обучения, тестирования, управления
знаниями.
Совершенствование
методики проведения МООС, мобильного
обучения, сетевого обучения, смешанного обучения.
Исследования
научно-методических, в том числе дидактических основ электронного обучения,
формирования и использования информационно-образовательной среды
|
4 этап
|
2010
|
Индустрия
электронного обучения
|
1.Индустрия
создания образовательного контента. 2. Индустрия по производству электронного
оборудования для образовательных целей.
3.
Индустрия провайдинга, хостинга,
4.
Сети виртуальных структур и коммуникаций
|
Обеспечение
взаимодействия между различными направлениями индустрии электронного
обучения.
|
«Исследования в области
образовательных технологий охватывают проблемы обучения, познания,
использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), а также
проблемы общественных наук. Всем, кто работает в данной сфере, необходимо
обладать знаниями как в области психолого-педагогических наук, так и в области
информационно-технологических наук. Общие задачи, стоящие перед научным сообществом,
заключаются в том, чтобы развивать инновационные подходы к применению
современных ИКТ, что поможет сделать образование непрерывным (в течение всей
жизни), личностно-ориентированным, всесторонним, гибким и продуктивным» [4].Электронное
обучение предполагает обязательное применение баз данных и информационно-телекоммуникационных сетей и
ставит во главу угла создание и использование в процессе обучения электронной
информационно-образовательной среды, через которую будет осуществляться
взаимодействие с преподавателем.
Определение дистанционных
образовательных технологий (ДОТ) дано в Законе РФ «Об образовании»[1]:
Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работ [1]. Что же включает это понятие. Автор разделяет точку зрения Долинера Л.И. [5]. Рассмотрим составляющие этого понятия:
Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работ [1]. Что же включает это понятие. Автор разделяет точку зрения Долинера Л.И. [5]. Рассмотрим составляющие этого понятия:
1.
«Дистанционные» - свидетельствуют об
обучении на расстоянии.
2.
Образовательные технологии, технологии, которые отвечают определенным
требованиям результативности, таким как: диагностичность описания цели,
воспроизводимость педагогического процесса, воспроизводимость педагогических результатов.
3.
«Реализуемые в основном с
применением…», т.е. реализация дистанционных образовательных технологий может быть не только с использованием
электронного обучения, но и с применением других (в том числе и традиционных)
средств и методов.
Итак, дистанционные
образовательные технологии (ДОТ) – это (рис.1):
Рис.1
Дистанционные
образовательные технологии не требуют обязательного формирования
информационно-образовательной среды и, взаимодействие преподавателя с обучающимися может
происходить посредством телерадиовещания, пересылки материалов по почте и
другими технологиями
Таким образом, электронное
обучение, появившись как вариант дистанционного обучения,
трансформировалось из категории технологий в категорию новой образовательной
парадигмы. Электронное обучение требует создание и использование в процессе
обучения электронной информационно-образовательной среды, через которую будет
осуществляться взаимодействие с преподавателем. Дистанционные образовательные
технологии могут осуществляться без обязательного создания и использования
информационно-образовательной среды.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:
1.Федеральный закон Российской Федерации от 29
декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный
ресурс], режим доступа http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html
2. ГОСТ 52653-2006
Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и
определения». [Электронный ресурс], режим доступа http://atomprof.spb.ru/de/docs/GOST_52653-2006_Terminy_.pdf
3. Рекомендации парламентских слушаний на тему
«Нормативное обеспечение реализации образовательных программ с применением
электронного обучения и дистанционных образовательных технологий», 19 мая 2014
года г. Москва. [Электронный ресурс], режим доступа http://www.komitet8.km.duma.gov.ru
4. Гребенюк И.И, Голубцов Н.В., Кожин В.А., Чехов
К.О., Чехова С.Э, Федоров О.В. Анализ
инновационной деятельности высших учебных заведений России. - «Академия
Естествознания», 2012г. [Электронный ресурс], режим доступа http://www.rae.ru/monographs/143-4715
5. Долинер Л.И. Дистанционное обучение как ключевой
тренд современного образования – материалы конференции ИКТО-Екатеринбург-2014.
[Электронный ресурс], режим доступа http://webconf.irro.ru/index.php/stati/sovremennye-tekhnologii-elektronnogo-obucheniya/item/11-distantsionnoe-obuchenie-kak-klyuchevoj-trend-sovremennogo-obrazovaniya
6. Казанская О.В. Информационные
образовательные технологии.
От дистанционного обучения к электронному.//
Ежеквартальный бюллетень НГТУ и Ассоциации
«Сибирский открытый университет» Информационные технологии в образовании, № 1 март
2009. [Электронный ресурс], режим
доступа http://bit.edu.nstu.ru/archive/issue-1-2009/ot_distantsionnogo_obucheniya_k_elektronno_212/

7. Муромцев
А. Н. Электронное обучение как форма дистанционного образования. -2013, [Электронный
ресурс], режим доступа http://sibac.info/10678
8. Соловов А.В. Электронное обучение новая
технология или новая парадигма?/ Журнал Высшее образование в России № 11
/ 2006. [Электронный ресурс], режим доступа http://cyberleninka.ru/article/n/elektronnoe-obuchenie-novaya-tehnologiya-ili-novaya-paradigma
9. Черная Е.А. Понятия
дистанционного и электронного (дистанционного) обучения, опыт применения в
Великобритании. Вектор науки ТГУ. № 1(4), 2011
[Электронный ресурс], режим доступа http://edu.tltsu.ru/sites/sites_content/site1238/html/media60299/46_Chernaj.pdf
Спасибо большое за статью
ОтветитьУдалитьСпасибо большое за статью
ОтветитьУдалитьДобрый вечер!Я согласна с тем, что электронное обучение сегодня - это парадигма, это составляющая дистанционных образовательных технологий. А в целом, это неотъемлемая часть любого современного человека.
ОтветитьУдалитьСпасибо , со статьёй ознакомилась."Развитие электронного обучения обусловлено развитием информационных технологий, которые кардинально меняют не только методы и формы образовательного процесса, но и саму систему образования и общество." Согласна полностью!Было бы желание!
ОтветитьУдалитьдоброе утро! статью прочитала сразу после курсов, спасибо. Хочу оставаться в гуще событий, разобраться в новых тенденциях и использовать эти знания в своей работе.
ОтветитьУдалить